"А-доставка", или C чего начинается родина

Александр Чубрик, экономист, для TUT.BY

Фото с сайта TUT.BY
Хоть Год малой родины объявили только сейчас, идея, судя по всему, возникла давно. Еще 22 сентября 2017 года был подписан указ со скромным названием «О развитии торговли, общественного питания и бытового обслуживания». Разработчики документа проявили заботу о малых родинах уже тогда — и «либерализовали» торговлю алкоголем на селе.

Раньше имела значение площадь магазина — теперь можно продавать в любом. Раньше индивидуальные предприниматели могли только «наливать» — теперь могут продавать «с собой». И самое главное, теперь можно организовать службу «а-доставки» (доставка алкоголя «аўталаўкамі»), не имея своего магазина, торгующего алкоголем. Указ вступил в силу с 1 января 2018 года. Но это не изолированный документ, нет! После официального объявления тематики нынешнего года все стало на свои места, и грандиозный замысел предстал перед пытливым читателем во всей красе.

С чего начать? Декрет № 1, конечно. Чтобы комиссии на местах не простаивали без работы, благодаря «а-доставке» им подкинут «лиц, ведущих асоциальный образ жизни», — продажа алкоголя «с колес» даже на самых депрессивных территориях позволит и акцизы в бюджет собрать, и асоциальности образу жизни добавить. Заодно и бывшие самогонщики работы лишатся и в комиссии придут — трудоустраиваться.

Но это краткосрочный эффект. Дальше — больше. Не секрет, что Год малой родины назревал давно — во многих районах депопуляция достигла угрожающих размеров. И не только на селе. Мы говорим о высокой урбанизации Беларуси, но сколько у нас городских поселков с населением меньшим, чем у «деревень» вокруг Минска? Конечно, сама по себе такая депопуляция бюджету не страшна — основные налогоплательщики живут в крупных городах. Опасность именно в том, что малые родины все еще заселены. И те, кто там живет, требуют не только работы, но и социальной и физической инфраструктуры. Врачи, соцработники, почтальоны… Ремонт телефонных линий, дорог, мостов… Сплошные расходы!

Идея с «либерализацией» продажи алкоголя убивает двух зайцев: ускоряет вымирание мелких населенных пунктов и, пусть даже только на время, повышает налоговые поступления. Вымрут малые родины — не нужны будут все связанные с ними расходы бюджета. И для туризма хорошо — «цуд некранутай прыроды»!

Ну, и ПВТ, наконец, развернется. Дроны будут сеять, полоть, копать, жать и молотить. А для любителей сельской жизни устроят хакатон и замутят дополненную реальность: надел очки, поглядел вокруг — хаты стоят, люди в национальных строях ходят, жнеи одна другой краше, а косцы — все как на подбор. Идиллия! И все благодаря доставке «чернила» в каждый дом. От сердца к сердцу.

Если алкогольная (совсем не «анти-»!) политика Беларуси сохранится в том же русле, то наша довольно малая родина станет еще меньше. И в этот год, и потом тоже. Давайте просто признаем, что после снижения инфляции (долгое время именно она больше всего беспокоила белорусов) алкоголизм стал основной проблемой нашего общества. В нем корни множества проблем: детская бедность, плохое здоровье, безработица, преступность, насилие в семье… А бороться с ним можно только одним способом — снижать доступность алкоголя. И Год малой родины — отличный повод начать это делать. А пропьем малые родины — не убережем и большую…


МАРТ: указ президента «О развитии торговли, общественного питания, бытового обслуживания» предоставил равные условия хозяйствования для всех

Министерство антимонопольного регулирования и торговли сообщило, что запрет на продажу алкоголя в мелкорозничной торговой сети никто не отменял. На автомагазины, обслуживающие жителей в сельских населенных пунктах, где нет стационарной торговой сети, он не распространяется (пп. 1.14 п. 1 ст. 11 Закона Республики Беларусь от 27 августа 2008 года «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта»). При этом ассортимент автолавки должен быть согласован с местными органами власти, а ее владелец — иметь стационарный магазин, торгующий в том числе и алкоголем.

В связи с этим, отмечает Минторг, из более 1600 автомагазинов продавать спиртное разрешено лишь половине.

«На селе, кроме стационарных магазинов и автомагазинов потребкооперации, которые не балуют население разнообразным ассортиментом, приемлемыми ценами, скидками, распродажами, нет других субъектов, которые, может, и хотели бы торговать, но, к сожалению, с одной стороны, из-за невысокого потребительского спроса, а с другой — административных препятствий местных органов власти не хотят открывать свой бизнес на селе», — говорят в министерстве и замечают, что эта ситуация привела к многочисленным жалобам сельчан в органы власти всех уровней.

По сути, указ президента от 22.09.2017 № 345 «О развитии торговли, общественного питания, бытового обслуживания» предоставил равные условия хозяйствования для субъектов всех форм собственности, констатирует МАРТ.

Новости по теме

Новости других СМИ

Дорогие читатели, в дискуссиях на нашем сайте все чаще стали проявляться нарушения правил комментирования. Троллинг, флуд и провокации затопили вдумчивые и остроумные высказывания. Не имея ресурсов на усиление модерации и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили без предупреждения отключить комментирование. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте» и Twitter