Эксперты: Таможенный союз положит белорусский авторынок на лопатки

"Немецкая волна"

Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России, предупреждают эксперты, положит белорусский рынок легковых автомобилей на лопатки. По их мнению, отойти от такого удара автодилеры смогут не ранее, чем через 1,5 года.

Как считают эксперты, вступление в силу с 1 января 2010 года единого таможенного тарифа на территории Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана весьма негативно повлияет на белорусский рынок легковых автомобилей. Причина грядущих проблем автодилеров – унификация белорусских таможенных пошлин на ввоз импортных легковых автомобилей с российскими.

Дело в том, что российские пошлины, введенные в целях защиты отечественного автопрома, на 30 процентов выше нынешних белорусских. С 1 января данное увеличение распространится и на ввоз иномарок белорусскими юридическими лицами. Любопытно, что для физических лиц до 1 июля 2010 года сохранятся прежние условия.

Неравные условия

По словам помощника генерального директора международного автомобильного холдинга "Атлант-М" Ильи Прохорова, именно из-за разницы пошлин для физических и юридических лиц, белорусских автодилеров ожидают тяжелые времена. Как отмечает Прохоров, с нового года автомобиль в любом автоцентре после ввоза на территорию Беларуси будет стоить на 30-35 процентов дороже, чем такой же, но купленный любым физическим лицом в литовском, латышском или польском автосалоне.

То есть гражданам Беларуси на протяжении 6 месяцев станет выгоднее покупать машины за рубежом, нежели внутри страны. И это, по словам Ильи Прохорова, может положить многих дилеров на лопатки. Во всяком случае продавцы машин прогнозируют резкое снижение продаж, потому что теперь покупать автомобили у автодилеров будут только юридические лица. А они, полагает Прохоров, явно не готовы сразу же платить на 30-40 процентов больше и станут оттягивать смену автопарка как можно дольше.

Уничтожение спроса

В то же время, максимальное число белорусских автолюбителей попытается до общего повышения пошлин приобрести себе машины. Как выразился Илья Прохоров, будет иметь место тактика выжженной земли - весь спрос будет убит. В лучшем случае, отмечает Илья Прохоров, какое-то оживление на авторынке Беларуси можно будет ожидать через год-полтора.

Хотя, как полагает председатель Белорусской автомобильной ассоциации (БАА) Сергей Михневич, многие автодилеры до лучших времен могут и не дожить. Они уже сейчас вынуждены приостановить прием заказов, потому что машины в салонах в ближайшее время никто покупать не будет.

В целом Михневич говорит о возможном сокращении объемов продаж белорусскими автоцентрами с 30 тысяч машин в 2008 году, до 3-3,5 тысяч в 2010 году. И основной спад, по словам Михневича, произойдет за счет автолюбителей. Ведь физические лица в автоцентрах приобретают более 70 процентов машин. То есть это удар не только по юридическим лицам, но и по гражданам, констатирует Михневич. Ведь в результате, если даже рынок начнет оживать, расплачиваться за повышение пошлин в рамках Таможенного союза придется, по мнению эксперта, рядовым автолюбителям.

Передел рынка

Вместе с тем, по словам председателя правления официального дилера "Пежо" в Беларуси - компании "Аншер-автосервис" Андрея Проваторова, из-за Таможенного союза в стране может произойти передел автомобильного рынка. На взгляд Проваторова, следует ожидать очень большой приход в Беларусь российских автодилеров. В итоге часть слабых компаний попадет под их влияние, то есть станут представителями российского автобизнеса, а часть автоцентров будут выживать за счет автосервиса.

При этом, прогнозирует Проваторов, ожидать нашествия российского автопрома в Беларусь не приходится, а вот ряд заводов, собирающих иномарки в России, попытаются воспользоваться ситуацией и наладить здесь свой сбыт. Однако, отмечает эксперт, в Таможенном союзе еще остаются "белые пятна", и белорусские автодилеры продолжают надеяться на хоть какие-то благоприятные решения в перспективе.

поделиться

Новости по теме

    Новые иномарки подорожают на 30-70%

    Подписание единого Таможенного кодекса Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана, а также введение общего таможенного тарифа для стран - участниц союза может существенно повлиять на рынок легковых автомобилей Беларуси.подробности

Новости партнёров