Вечная борьба без результатов

Денис Кобрусев, для UDF.BY

Глава государства, господин Лукашенко, уже второй раз за последние десять дней возвращается к теме коррупции.

На заседании 4-го июня доставалось строителям, а 14-го июня Мингорисполкому, "который полностью из коррупционеров сегодня сформирован, которые наверху сидят" (А. Г. Лукашенко).

Обилие подобных выступлений вызывает ряд вопросов: что это? Политический пиар главы государства, ведь антикоррупционная риторика всегда ему сопутствовала с момента избрания президентом? Либо коррумпированность в строительной отрасли, и конкретно в Мингорисполкоме, достигла такой точки, что потребовалось публичное вмешательство и демонстрация того, что ситуация находится на постоянном контроле главы государства?
Предполагаю, что и то и другое. Но нам, гражданам, от этого легче не станет.

Ведь борьба с коррупцией - это не разоблачение и наказание отдельно взятого чиновника (бывшего заместителя председателя Мингорисполкома Романа Васильева осудили на 14 лет, а коррупции, как выходит, меньше не стало), а создание такой системы власти, при которой заниматься коррупцией становится очень трудно, а в идеале - невозможно. Такой системы нет, и, как видно из выступлений главы государства, создавать ее не собираются, а пойдут по пути наказания отдельных чиновников и громких судебных процессов, чтобы другим неповадно было. Но такой путь неэффективный, хождение по закрытому кругу, вечная борьба без результатов.

Коррупция в этих сферах действительно присутствует. В этом у меня лично нет сомнения. Так, один из инвесторов, после неудачной попытки прохождения процедуры общественного обсуждения и отказа в согласования проекта Мингорисполкомом, в личном разговоре заявил, что это произошло не из-за общественного сопротивления реализации проекту, а потому что он не дал взятку чиновникам из Мингорисполкома, которую у него требовали.

Есть и косвенные свидетельства: Сергей Радоман, тоже бывший заместитель Николая Ладутько, после ареста своего коллеги Васильева, уходит с госслужбы и устраивается в частную строительную фирму ЗАО "Лект" заместителем начальника производственно-технического отдела, которая стала известной из-за скандальной стройки бизнес-центра возле администрации Московского района на проспекте Дзержинского, против которого отчаянно боролись местные жители. А ведь Сергей Радоман, будучи чиновником в Мингорисполкоме и ответственным за строительную отрасль, всячески содействовал этой фирме в реализации строительства. Занять сторону инвестора, реализовать проект, уйти туда работать. На мой взгляд, это типичная коррупция.

И процветающая коррупция - это следствие той системы власти, которая выстроена в нашем государстве. Ведь Мингорисполком – это элемент системы государственной власти, руководство которого назначается лично президентом Беларуси. При этом полностью отсутствует контроль со стороны граждан, как и отчетность руководителей города перед горожанами. Как заявлял назначенный Лукашенко гражданин Ладутько: "Я – человек, который служит "вертикали". Меня назначил на эту должность Глава государства, и моя задача – всецело обеспечивать проведение его политики. Хотя, конечно, коридор для принятия решений у меня есть".

Вопрос, почему в «полностью коррумпированном» Мингорисполкоме на своих должностях по-прежнему сидят все те же лица, остается открытым.
Непрозрачность принятия решений Мингорисполкомом, это тоже идеальная среда для развития коррупции. Особенно в строительной сфере. И к Мингорисполкому есть немало вопросов: как выбираются на инвестиционных комиссиях инвесторы, на каких условиях предоставляются земельные участки частных застройщикам, почему, при дефиците свободных площадей для застройки, не проводятся аукционы, почему земельные участки предоставляются несостоятельным застройщикам? Непрозрачность для общества и, как следствие, неподконтрольность гражданам, привела к той плачевной ситуации, которая сложилась на сегодняшний день.

И, вообще, борьба с коррупцией, у нас выходит какая-то странная. Ведь об обилии коррупции свидетельствует море фактов, судебные процессы, приговоры, на основании которых мы можем говорить о более или менее коррумпированном органе государственной власти. С Мингорисполкомом выходит как-то странно: сначала заявляется о коррумпированности, потом под эти заявления ищут факты коррупции и наказание конкретных чиновников. Или глава государства знает нечто, о чем не знают все граждане?

Тогда налицо избирательный подход к антикоррупционной борьбе, и ее имитация. И можно быть абсолютно уверенным, что ничего хорошего на выходе мы не получим, и ничего из такой борьбы не выйдет ни к сентябрю (срок для разборок, поставленный президентом), ни через год, ни через два, ни через пять.

И пока не поменяется система власти, не возрастет роля общества в управлении государством, не будет ответственности власти перед гражданами, не будет участия и контроля граждан за органами власти, мы еще не один раз будет наблюдать за очередным антикоррупционным спектаклем, который разыгрывается перед нами.

Новости по теме

Новости других СМИ