Протест предпринимателей следует рассматривать как голодовку

Сергей Балыкин, для UDF.BY

Председатель Ассоциации малого и среднего предпринимательства Сергей Балыкин анализирует причины и последствия однодневной забастовки предпринимателей, которая прокатилась по Беларуси 27 июня.

- Ни одна из предпринимательских забастовок никогда не имела шансов на успех.

Смысл забастовки – причинение ущерба нанимателю за счет прекращения работы. Предприниматели как самозанятые люди могут причинить ущерб только самим себе, поэтому акцию протеста предпринимателей следует рассматривать как голодовку.

Действительно, предпринимательский протест вызвал переполох в чиновничьей среде. Но только потому, что любая общественная активность вызывает чиновничий переполох. Государственная пропаганда трубит, что у нас все хорошо, что народ – един. А протесты предпринимателей разрушают единство официальной картинки.

Чиновники реагируют переполохом на любую общественную активность, но на уступки не пойдут. Никто не собирается выходить из Таможенного союза, никто не намерен отменять Технический регламент, на который ополчились предприниматели.
Победа это или не победа – путь решают организаторы.

Государство вынуждено пойти на введение переходных периодов, на отсрочки. Но работать предпринимателям будет все тяжелее и тяжелее. По мере вынужденной либерализации, по мере врастания в Таможенный союз появятся более дешевые товары, которые заполнят белорусский рынок.
Крупные сети уже вытесняют мелких и средних предпринимателей из сферы торговли – это неизбежный процесс. Ведь крупные торговые сети работают за счет скидок, более низких издержек, за счет объемов и более эффективной логистики – факторов много. Поэтому вытеснение мелкого и среднего предпринимательства из сферы торговли – процесс неизбежный.

Если кто-то найдет нишу, скажем, за счет качества или за счет небольших объемов, которые неинтересны крупной торговле, - эти предприниматели выживут.

Вообще проблема сертификации яйца выеденного не стоит. Любой легальный товар (неконтрабандный, неконтрафактный) должен иметь сертификат. Беда в том, что блошиные рынки в России, где в основном закупаются белорусские предприниматели, завалены нелегальным товаром. И даже на легальный товар предприниматели не имеют сертификатов – в России они просто не нужны. А подстраиваться под белорусских предпринимателей никто не будет, потому что наши предприниматели составляют ничтожную долю среди потребителей.

Более того, крупным сетям гораздо легче приобрести сертификат, чем индивидуальному предпринимателю: что проще сдать на сертификацию - единицу товара из ста тысяч или единицу товара из десяти единиц?

Эта проблема не имеет идеологической или политической подоплеки; здесь действует чистая экономика: я иду туда, где дешевле.
Многие белорусские предприниматели с удовольствием ушли из торговли в другие секторы услуг, скажем, держали бы семейные кафе, где можно дешево и со вкусом перекусить и выпить кофе. Или открыть парикмахерскую, или – маникюрный салон. Но ведь чтобы открыть свое дело в Беларуси – загеморроишься.

Крупный бизнес вытесняет мелкий из розничной торговли. Понятно, почему люди протестуют. За всем этим стоят конкретные люди, конкретные судьбы. Людям, которых вытесняют из торговли, дать бы возможность уйти на другие сегменты рынка. Но государство административными методами не дает им этого сделать. Нужно убирать барьеры, нужно открыть предпринимателям возможности в сфере услуг – убрать искусственные барьеры, отменить многочисленные лицензии, разрешения. Хочет открыть человек парикмахерскую – пусть открывает и стрижет.

И нечего людям мозги пудрить!

Новости по теме

Новости других СМИ