Правительство компенсирует собственную некомпетентность повышением акцизов на бензин

Сергей Веселкин, "Товарищ.online"

Россия паникует. Оптовые цены на бензин в июле этого года подскочили на 20–30%. Россияне ажиотажно скупают топливо.

И на фоне июльского скачка в августе подорожал бензин и в регионах России для «розничных» автолюбителей. В зависимости от региона, подорожание составило 3-5%, но все равно неприятно.

Дошло даже до того, что чиновники Минэнерго и Федеральной антимонопольной службы начали выяснять причины июльского скачка оптовых цен на нефтепродукты. Ответственные лица из российских нефтяных компаний, в первую очередь "Роснефти" и "Газпром нефти", (которые, кстати, первыми подняли цену на топливо), заявили, что во всем виновата проклятая Беларусь. Дескать, это злые белорусы не поставили заявленные в межправительственных соглашениях объемы топлива. Из-за этого возник дефицит топлива, и, соответственно, цены поднялись.

"Идите лесом со своими претензиями!" - заявил в ответ "Белнефтехим". В течение семи месяцев Беларусь предлагала к продаже на российский рынок около 3,2 млн тонн автомобильного топлива, но спроса на такой объем не было. Поэтому фактические продажи составили 860 тысяч тонн в соответствии с потребностями рынка. А раз москалики не купили наш бензин, пусть со своим повышением разбираются сами.
Не верят в «белорусский след» и российские эксперты.

"О каком ценовом ориентире вообще идет речь, если в 2013 году доля белорусского бензина на рынке России составила всего 3%? Равняться на чью-то цену можно, если эта компания занимает существенную долю на рынке", — заметил "Известиям" директор по развитию бизнеса агентства
"Аналитика топливных рынков" Михаил Турукалов.

Но из российской паники белорусские власти тоже решили извлечь максимум возможного. Беларусь подготовила решение о повышении акцизов на дизельное топливо на 70%, на автобензин — на 45%. По словам информированных источников, решение уже согласовано с Правительством Беларуси и отправлено на согласование в Администрацию президента.

Стоит отметить, что ранее Минфин инициировал предложение о повышении акцизного налога на дизельное топливо на 32%, а на бензины — на 20%, однако позже предложение было скорректировано в сторону еще большего увеличения акцизных ставок.

За последнее время ситуация в экономике принципиально не улучшилась, конъюнктура на многие виды основной экспортной продукции также лучше не стала. А деньги надо где-то брать. Бюджет нуждается в дополнительных источниках дохода, и акцизы могут частично поправить финансовое положение.

Но возникает впечатление, что рост акцизов на бензин – это очередная попытка пополнить бюджет из кармана граждан Беларуси. Ведь большинство экспертов говорит: мы много нефти получаем из России по их, российским ценам, и в состоянии сделать столько бензина, что на всех белорусов хватит – в отличие от той же России, которая еще и наш бензин отсасывает. Так есть ли причина повышать цены на бензин? Конечно, кроме очевидной: залатать бюджетные дыры за счет кармана рабочих и служащих?

Экономист, руководитель Аналитического центра "Стратегия" Леонид Заико в интервью корреспонденту сайта "Товарищ.online" отметил, что цены на бензин, не только в Беларуси, но и в России, должны снижаться, а не расти. "Сейчас Россия продает нам нефть по рекордно низкой цене – 380 долларов за тонну. Такие же цены и в России, то есть стоимость нефти упала. Повышение в этих условиях цены на бензин – это очередная уловка российской нефтяной мафии, которая сделала это без оглядки на Кремль, а может, и с молчаливого согласия Кремля. При таких низких ценах на нефть бензин не должен стоить дороже 60 центов за литр", - говорит Заико.

Что же касается Беларуси, то у нас справедливая цена на бензин должна составлять 4,5–5 тысяч белорусских рублей. "То, что готовятся повышать акцизы на бензин и стоимость бензина соответственно – это попытка Правительства оплатить свои ошибки и просчеты за счет населения. Это вина Правительства, что экспорт у нас упал на 25%, что макроэкономические показатели "никакие", что в экономике беда", - констатирует эксперт.

По его мнению, сейчас вообще не только цены на бензин должны снижаться, но и коммунальные услуги. "Если бы Правительство у нас было умное, чего я ему всегда желаю, то после вступления в Таможенный союз, я бы только на коммунальные услуги понизил цену процентов на 20. Ведь со вступлением в ТС мы стали покупать газ у России не по 230 долларов, а по 160. Нефть – тоже по рекордно низкой цене. И если ранее Правительство говорило, что лишение белорусов дешевых авто из Европы, повышение на них пошлин до уровня российских произошло из-за ТС, то теперь Лукашенко должен выйти и сказать: "да, дешевые автомобили из-за ТС мы потеряли, зато смотрите: "коммуналка" как упала и как бензин подешевел!" - считает Заико.

Экономический обозреватель, эксперт в области ТЭК Татьяна Маненок сказала корреспонденту сайта "Товарищ.online", что белорусскому Правительству просто ничего не остается, кроме как попытаться наполнить бюджет за счет граждан страны. "Разумеется, Правительство стремится закрыть дыры в бюджете, ведь мы в экспорте нефтеродуктов, с ликвидацией разбавительно-растворительной схемы, потеряли около 2,5 млрд. долларов. Кроме того, не очень хорошая конъюнктура на рынке… "Выпадение" нефтяных доходов и спровоцировало необходимость для Правительства найти источники компенсации такого обвала внутри страны", - говорит Маненок.

По ее информации, акцизы на топливо могут повыситься уже в 2013 году, хотя большинство источников утверждает, что они повысятся в 2014-м: этакий новогодний подарок белорусам. "Дело в том, что программа повышения акцизов разработана, принята и утверждена в начале года. Но сложно предположить, что Правительство в этом году найдет новые источники пополнения бюджета. Так что акцизы могут повыситься и в этом году", - считает эксперт.

Так что государство в очередной раз залезет в карман к народу, чтобы компенсировать собственную экономическую некомпетентность.

Новости по теме

Новости других СМИ