Анатолий Капский и его БАТЭ: между футболом и заводом

"Наша Ніва"

История жизни борисовского топ-менеджера.

В ночь на 27 августа футбольный БАТЭ праздновал выход в групповой раунд Лиги чемпионов — сильнейшее клубное соревнование мира.

Почти 13 тысяч зрителей на "Борисов-Арене" следили за разгромом Братиславского "Слована". Убедительный счет 3:0 в пользу БАТЭ не оставил сомнений в заслуженной победе.

Выход в Лигу чемпионов позволил БАТЭ выполнить главную финансовую задачу на сезон. На данный момент заработанные призовые уже достигли $15 миллионов. Клуб получит еще и долю европейского телевизионного рынка — минимум $2 миллиона. В зависимости от результатов дальнейшего выступления общая сумма призовых может существенно вырасти.

Спустя день после победы председателю правления БАТЭ Анатолию Капскому пришлось принимать непростое решение. Лидера команды, 28-летнего Сергея Кривца, пригласили играть за французский "Мец". "Я не мог ему отказать, потому что видел, насколько он хочет попробовать себя в европейском футболе высокого уровня", — пояснил Капский решение о продаже игрока. Сумма трансфера не была названа, однако по оценке авторитетного сайта transfermarkt.de Кривец стоит около $2,7 миллиона. Продажа футболистов — еще одна важная составляющая доходов БАТЭ.

Под управлением Капского футбольный БАТЭ стал чрезвычайно прибыльным проектом. При этом, в отличие от многих других успешных бизнесов, его развитие происходит открыто для всей страны. А сам Капский в глазах болельщиков выглядит одним из самых эффективных топ-менеджеров Беларуси.


Детство в Червеньском районе

Первые годы жизни Анатолия Капского прошли в Червенском районе. Деревня Дуброва расположена на границе Минской и Могилевской областей. В деревне гравийка заканчивается, дальше одни болота. Земля в Дуброве и окрестностях не родит, жалуются жители, обрабатывать ее всегда было непросто.

Отец Анатолий Никифорович, в честь которого и назвали сына, был агрономом, а мать Софья Захаровна — телятницей.

Именно от отца перенял сын фанатичную любовь к футболу. Однако заниматься спортом на профессиональном уровне Анатолий не мог из-за травмы, которую получил еще в дошкольном возрасте: он неудачно упал с прицепа и повредил тазобедренный сустав. Стоял вопрос, сможет ли мальчик полноценно ходить.

Несколько месяцев ему пришлось провести на вытяжке в реабилитационном центре в Воложинском районе. К счастью, лечение помогло. "Первая цель в жизни была совершенно конкретной: научиться самостоятельно передвигаться", — вспоминал Капский.

В первый класс мальчик пошел в Дубровской начальной школе.

"Если до школы я еще мог дойти самостоятельно, то назад меня забирала мама и тащила домой на плечах, потому что к концу дня нога уже практически не двигалась", — рассказывал бизнесмен.


Миграция Капских

В настоящее время родные Капского живут в деревне Демидовка в нескольких километрах от Борисова. Да и в самом Борисове бизнесмен работает на протяжении последнего десятилетия. Почему он связал жизнь именно с этим райцентром?

Жители Дубравы рассказывают, что у Капских был в Борисове влиятельный родственник. Будто бы дядя был не то председателем горсовета, не то занимал другую высокую должность. В итоге многие Капские, один за другим, переехали в Борисовский район.

Начиная с четвертого класса Анатолий ходил из деревни за несколько километров в борисовскую школу №1. Отличником не был, но учился хорошо.

Родительский дом до сих пор в Демидовке. Он обшит сайдингом и выглядит ухоженнее на фоне соседних. Здесь живет мать бизнесмена. Софья Захаровна открыто общалась с корреспондентом "НН", но после вмешательства бдительной внучки Алеси отказалась от своих слов, сказанных "оппозиционной прессе".


Очередные испытания

После нархоза Анатолий Капский вернулся в Борисов — на 140-й ремонтный завод, где работал экономистом. В то время у Капского диагностировали серьезное заболевание.

"У меня очень крепкое сердце, просто главные нагрузки, которые ему пришлось вынести, были не сейчас, а более четверти века назад. Когда тебе 20 лет, ты сильный и уверенный и вдруг слышишь: "К сожалению, у вас рак…" — вспоминал бизнесмен в интервью "Комсомолке". — К счастью, рядом со мной были мама и папа, моя будущая жена Алла, все мои родные и близкие — люди, которые не позволили ни на минутку усомниться, что я обязательно буду жить".


Между "Пламенем" и "Сталкером"

Среди других белорусских городов Борисов один из лидеров по концентрации промышленных предприятий. На первые годы независимости пришлась работа Капского в компании "Пламя", созданной его партнером, "афганцем" Валерием Зенько. Компания поставляла сельскохозяйственную технику на белорусские предприятия, а также в страны бывшего СССР.

В середине 1990-х Капский возглавил компанию "Сталкер", через которую продавал комплектующие на БАТЭ (Борисовский завод автотракторного электрооборудования). Затем "Сталкер" стал одним из дилеров продукции завода. Бизнес был прибыльным, и у директора появилась возможность финансировать свое юношеское увлечение — футбол.

В Борисове тогда существовала команда с экзотическим названием "Фомальгаут" (это одна из самых ярких звезд, видимых на ночном небе). "Сталкер" Капского был одним из ее спонсоров. До высшей лиги чемпионата Беларуси "Фомальгаут" так и не добрался. Владельцы клуба набрали в состав украинских тренеров и игроков, а это не понравилось борисовским властям. Финансирование прекратилось, и "Фомальгаут" фактически развалился.

Тогда же, в 1996-м, было решено восстанавливать заводскую команду БАТЭ. Руководителем клуба стал Анатолий Капский, а главным спонсором — его предприятие "Сталкер". Название компании фигурировало на клубных футболках.


Постепенная национализация

Борисовский завод автотракторного электрооборудования (БАТЭ) был создан еще в конце 1950-х и специализировался на производстве стартеров и генераторов. В начале 1990-х БАТЭ был акционирован, а его "красным директором" стал Николай Бусел. Доля государства в предприятии составляла всего 2,7%.

В 1995-м директора избрали депутатом Верховного Совета XIII созыва. Он был ярым коммунистом, но поставил свою подпись за импичмент Александра Лукашенко.

По мнению Бусла, ему так и не простили его голос за отставку. И в БАТЭ впервые в истории Беларуси был опробован механизм "золотой акции". Государство получило возможность налагать вето на решения собраний акционеров.

Анатолий Капский и его БАТЭ: между футболом и заводом


Николай Бусел уволился с предприятия лишь в 2001-м, когда завод фактически обанкротился. Тогда снова была задействована "золотая акция", и государство, погасив долги завода, увеличило свою долю в БАТЭ. А в отношении несговорчивого Бусла завели уголовное дело.

Постепенная национализация все же состоялась. По состоянию на начало 2013 года доля государства в уставном фонде БАТЭ превышала 95%.


Трагедия после футбола

В июле 1998-го в семье Капских случилась беда. Несмотря на больное сердце, отец поехал поддержать БАТЭ в Могилев. В нервозно проходившем матче борисовчане проиграли со счетом 0:1, причем пропустили единственный гол за несколько минут до конца игры.

В те дни футбольные болельщики не отрывались от телевизоров, следили за проходившим во Франции чемпионатом мира. В финале встречались хозяева чемпионата и предыдущие чемпионы — бразильцы.

Анатолий Никифорович болел за бразильцев, но те неожиданно проиграли с крупным счетом 0:3. Укладываясь спать он только и успел сказать несколько слов родным, а утром уже не проснулся… Отец не дожил несколько месяцев до своего 60-летия.


Расцвет футбольного БАТЭ

В том же 1998-м БАТЭ завоевал серебряные медали чемпионата Беларуси — и это в год дебюта в высшей лиге! На следующий год борисовский клуб стал чемпионом. За 16 лет лишь однажды он остался без медалей ЧМ Беларуси.

Год за годом команда создавала историю белорусского футбола. И все это под непосредственным руководством Капского.

Анатолий Капский и его БАТЭ: между футболом и заводом

Капский в 1998-м.

Менялись тренеры, игроки, а результат был стабильно высоким. Стиль работы директора сотрудники клуба определяют как авторитарный, чуть ли не диктаторский. Последнее слово в любой ситуации должно оставаться за ним.

Капский определял стратегию развития клуба, и абсолютное большинство его идей срабатывало. Когда БАТЭ впервые пробился в Лигу чемпионов, это могло показаться случайностью, но семь лет чемпионства подряд и успехи в еврокубках приучили болельщиков к победам.

По информации "Прессбола", бюджет клуба составляет около $6 миллионов.

Большая его часть уходит на зарплаты игроков. В прошлом году самым высокооплачиваемым футболистом был Александр Глеб. По подсчетам by.tribuna.com, бывшего игрока "Арсенала" и "Барселоны" удалось привлечь на родину зарплатой $130 тысяч в месяц. После ухода Глеба из команды самым дорогим остался нападающий Виталий Родионов — в прошлом году он зарабатывал по $25 тысяч. У других игроков основного состава доходы колебались на уровне $10 тысяч.


Стадион мечты

Со стартом "эры БАТЭ" и ростом чмсла болельщиков возникла потребность в более вместительной арене.

Единственная трибуна старого борисовского стадиона, построенного еще в конце 1950-х, могла принять 2600 человек. Полем стадиона, кстати, собственноручно занимался отец Капского.

Когда БАТЭ начал играть в высшей лиге чемпионата Беларуси и в еврокубках, трибуну реконструировали, а позже достроили еще одну. Вместительность стадиона выросла до 5400, но этого уровня было недостаточно, чтобы играть матчи Лиги чемпионов. А минский стадион "Динамо", который приходилось арендовать на самые ответственные матчи, считался несчастливой площадкой для БАТЭ.

Новую "Борисов-Арену" Александр Лукашенко официально открывал в этом году весной. Строительство стадиона обошлось в 40 миллионов евро, большая часть этих средств поступила из госбюджета.

Анатолий Капский и его БАТЭ: между футболом и заводом


Арена считается самым современным спортивным сооружением страны, это один из немногих в Беларуси полностью футбольных стадионов. Его проект разрабатывали словенские архитекторы, а сам стадион чрезвычайно похож на тот, что возведен в словенском Мариборе.

Трибуны вмещают более 13 тысяч зрителей, но заполняются полностью только на еврокубковых матчах с участием БАТЭ. С началом реконструкции минского стадиона "Динамо" в Борисов временно переехала и футбольная сборная Беларуси.


Семейный клуб

Анатолий Капский и его БАТЭ: между футболом и заводом

Алеся Капская.

В структуру футбольного БАТЭ несколько лет назад была введена дочь Капского, Алеся. Она окончила факультет международных отношений БГУ и стала "юристом-международником со знанием двух иностранных языков".

Алеся успела получить и западное образование, стала магистром бизнес-администрирования со специализацией в футбольной индустрии. Это образование она получила на базе Ливерпульского университета. В настоящее время 26-летняя Алеся работает в клубе заместителем начальника департамента развития.

Помимо Алеси, у Капского есть сын. По словам соседей, он устроился работать на завод БАТЭ.


Сокращение работников и доходов

Анатолий Капский доказал всем свой талант на посту футбольного менеджера, но достиг ли он успеха как глава промышленного предприятия?

В руководстве БАТЭ Капский оказался в 2001-м, после отстранения от должности Николая Бусла. Несколько лет он пробыл заместителем директора, а в 2005-м стал главой предприятия.

В первый год работы Капского в качестве генерального директора БАТЭ предприятие получило нераспределенную прибыль в размере $2,5 миллиона. В прошлом году чистая прибыль (изменилась методология подсчетов Министерства финансов) не дотянула до $200 тысяч.

А число работников сокращается. Одни назовут это оптимизацией, другие — сворачиванием объемов. Но если несколько лет назад на заводе работало около 3500 человек, то в первом квартале было менее 2500 человек.


Холдинг для Капского

В 2011-м Александр Лукашенко подписал указ о создании вокруг БАТЭ холдинга "Автокомпоненты". Фактически под руководством Анатолия Капского объединились 12 предприятий разной степени успешности, которые занимались производством запчастей.

В указе был отдельно прописан бонус, который Капский мог бы получить при высокой прибыльности холдинга. Однако за прошлый год общий доход всех предприятий составил $3 миллиона — этого оказалось недостаточно для вознаграждения.

А вслед за созданием холдинга сделали так, что БАТЭ стал соучредителем совместного белорусско-китайского предприятия "Союзавтотехнологии". Организованная компания вместе с БелАЗам и китайской корпорацией "Джили" стала акционером "БелДжи" — проекта по выпуску легковых автомобилей. В агрогородке Пересады на границе Борисовского и Смолевичского районов должен вырасти завод, на котором планируется собирать по 60 тысяч легковушек в год.


Уйдет ли?

Как гром среди ясного неба в январе 2013-го прозвучала информация, что Анатолий Капский вышел из трехдневной комы.

Как оказалось, в Вильнюсе бизнесмену сделали операцию на сердце и сосудах. "Комсомольская правда" сообщала, что причиной стала тяжелая пневмония, давшая осложнение на сердце.

"Это мой последний сезон во главе БАТЭ… Я, если честно, очень устал. И уже хочу побыть простым человеком, простым зрителем", — заявил Капский месяц назад.

Своим потенциальным преемником он назвал Александра Захарченко, выходца из Донецкой области, который успел поиграть за "Фомальгаут", а позже — стать заместителем Капского и в "Сталкере", и в БАТЭ.

Однако сможет ли отойти от дел топ-менеджер, который создал клуб и руководил им почти два десятилетия? Ответа не дают ни знакомые, ни родственники. Наверное, точно не знает и сам Анатолий Капский.


Бизнес без политики

Сделать свой проект успешным и прибыльным стоит многого. Но БАТЭ ли — предел амбиций Капскому? Возможно, ему удалось бы добиться успеха в масштабах всей страны, если бы позволило здоровье?

Родные бизнесмена отвечают однозначно: "Зачем ему это нужно?"

* * *

Анатолий Капский и его БАТЭ: между футболом и заводом

фото by.tribuna.com


Анатолий Капский

Родился 19 февраля 1966 в с. Дуброва Червенского района. Окончил Белорусский государственный институт народного хозяйства (ныне БГЭУ) по специальности "экономист" (1987) и Академию управления (2007).

В 1987-1990 — старший экономист по финансовой работе на 140-м ремонтном заводе, в 1990—1996 — заместитель директора предприятия "Пламя", в 1996—2000 — генеральный директор ООО "Сталкер".

В 2001-2005 — заместитель директора завода БАТЭ, с 2005 — директор БАТЭ. С 2011 — директор холдинга "Автокомпоненты".

Новости по теме

Новости других СМИ