Эксперты: Беларуси нужна децентрализация власти

Галина Петровская, Deutsche Welle

В Беларуси планируется сократить треть из 1300 сельсоветов. Эксперты рассказали DW, почему это сокращение не решит проблем системы местной власти, нуждающейся в коренных реформах.

Глава белорусского Центризбиркома Лидия Ермошина заявила о необходимости изменения административно-территориального деления страны и возможном отказе от выборов в сельские советы из-за небольших полномочий этих органов местного управления. Между тем несколько десятков сельсоветов в Минской области уже упразднены. А всего в стране 1300 сельских и поселковых советов. Их число планируется уменьшить примерно на треть.

Но независимые аналитики, также предлагающие переход от трехуровневой (сельсоветы - районы - области) к двухуровневой системе местного самоуправления с ликвидацией первичного звена, считают, что само по себе упразднение сельсоветов не решит проблем местного самоуправления. Оно, по мнению независимых экспертов, нуждается в коренных реформах - децентрализации и усилении полномочий власти на местном уровне на основе Европейской хартии местного самоуправления.

Вся власть народу

"Голос народа не будет услышан без его участия в местном управлении", - уверена депутат горсовета Антверпена Галина Матюшина, переехавшая из Беларуси на постоянное место жительства в Бельгию. Она - бывший горный инженер из Солигорска 13 лет работает в бельгийском Интернациональном комитете, включающем 250 организаций мигрантов всего мира, и помогает людям интегрироваться. Работа с русскоязычными переселенцами привела к мысли о том, что для более действенного участия в решении их проблем нужны большие права - депутата местного совета.

И хотя у Галины не было никакого опыта участия в политике, два года назад она вступила в партию Христианских демократов и фламандцев (ХДФ), а минувшей осенью стала первым русскоязычным депутатом в городском совете Антверпена. Матюшина считает, что четвертое поколение русскоязычных переселенцев должно быть представлено в советах Бельгии как минимум 20 депутатами, так как многие другие национальности из 180, населяющих Бельгию, уже имеют во власти своих представителей.

Сравнение своих прав народного избранника с правами белорусских депутатов Матюшина считает некорректным, потому что последние, по ее словам, не в состоянии помочь избирателям решить многие элементарные вопросы. Зато в широких полномочиях власти бельгийских советов Галина убеждена. По ее словам, в Бельгии среди русскоязычных переселенцев просто не хватает людей с политическими амбициями, чтобы идти во власть и влиять на эффективность государственной миграционной политики на локальном и федеральном уровнях.

"Вертикальная" система

"В Европе самоуправление работает в первую очередь в интересах граждан с учетом интересов государства, в Беларуси же главными стали государственные интересы и лишь потом нужды населения", - замечает глава Фонда имени Льва Сапеги Мирослав Кобаса. Поэтому, по его словам, местной власти в том виде, в каком она существует в Европе, в Беларуси нет.

О белорусском самоуправлении как о части государственной власти говорится и в законе о местном управлении. Эксперт заметил, что из-за нежелания менять законодательство Беларусь не присоединилась к открытой к подписанию с 1985 года Европейской хартии местного самоуправления, которую ратифицировало большинство государств Европы.

А проживающий в Чехии экс-кандидат в президенты Беларуси, доктор социологических наук Алесь Михалевич напомнил, что после прихода к власти Александра Лукашенко избираемые гражданами советы были лишены права самим выбирать руководителей исполнительной власти на местах. Была создана так называемая президентская "вертикаль", когда местное руководство исполкомов назначается и освобождается от должности президентом страны.

Сокращение - не реформа

Михалевич имеет опыт работы депутата Пуховичского районного совета и считает, что территориально-административная реформа в Беларуси назрела давно, поскольку большинство сельсоветов были созданы еще до начала Второй мировой войны, когда численность сельского населения была больше в разы.

Изменение территориального управления и сокращение числа сельсоветов там, где на единицу управления приходится всего тысяча жителей, необходимо, полагает Михалевич. Сельсоветы не могут решать многие вопросы, в том числе и из-за отсутствия финансирования. Но автоматическое упразднение первичного уровня власти и переход к двухуровневой системе (поветы-область) - еще не реформа, говорит Алесь Михалевич. Важно, чтобы граждане сами выбирали местных руководителей и реализовали право на участие в управлении своей территорией, как, например, в той же Бельгии.

А Мирослав Кобаса подчеркивает, что "вертикальная система" власти уже привела к ее отрыву от нужд населения. Он приводит один из примеров - ликвидацию киосков в Минске по решению городских властей без учета мнения жителей, которым теперь за всякой мелочью надо ходить в гипермаркеты.

Опыт Европы

Беларуси мог бы пригодиться опыт таких стран ЕС, как Бельгия, Польша, Литва для реформы системы управления и самоуправления, говорят собеседники DW. Но Алесь Михалевич считает, что Польша - большая страна, поэтому более ценным для Беларуси был бы опыт маленькой Эстонии из-за ее близости к потенциальной белорусской модели территориального деления.

Проекты административной реформы и нового административного деления Беларуси, подготовленные аналитиками Фонда имени Льва Сапеги и другими независимыми экспертами, обсуждаются в рамках "Европейского диалога по модернизации", от участия в котором отказались представители белорусской власти.

"В администрации президента циркулирует много докладных записок, но кроме сокращения числа сельсоветов, все остается без изменений", - говорит Алесь Михалевич. "Главным условием реформирования должна быть децентрализация власти в Беларуси, но на это пока нет политической воли руководства", - резюмирует Мирослав Кобаса.

Новости по теме

Новости других СМИ