На каких авто ездят белорусские чиновники?

Владимир Глод, Радио "Свабода"

Высокопоставленные белорусские чиновники ездят преимущественно на немецких "Мерседес" и "Ауди", а также японских "Тойотах". На каких машинах ездить так называемым "губернаторам", решал лично Александр Лукашенко. Он же в прошлом году подписал указ, согласно которому чиновникам запрещается приобретать служебные авто дороже чем за 25 тысяч евро.

На каких авто ездят белорусские чиновники?Внешне выглядит, что белорусские чиновники отдают предпочтение двум маркам легковых автомобилей — немецкому "Мерседесу" и японской "Тойоте". Это действительно так, подтверждает мои наблюдения экс-президент Ассоциации владельцев-водителей автотранспорта Олег Маркевич:

"Чиновники разного ранга ездят на разных марках авто, хотя и здесь бывают исключения. Но существует такой неписаный табель о рангах, которого они придерживаются. Если, например, чиновники вроде вице-премьеров ездят на шикарных машинах "премиум С-класса", преимущественно "Мерседес", "Ауди-8", то сотрудники исполкомов стараются ездить на авто бизнес-класса. Например, "Мерседес"-седан. Машина достаточно шикарная, с хорошей начинкой, кожей, подогревом.

Нельзя правильно оценить машину, не увидев, что у нее внутри. Иногда какой-то чиновник пользуется среднем на вид автомобилем. А когда заглянешь в кабину, то там всякие причиндалы стоят почти столько же, сколько сама машина. Ведь там и разные подогревы, и различные массажи, и отделка деревом, и жидкокристаллические мониторы, и телевизоры в подголовниках... Это все дорого стоит. Но это престижно".

Тягу чиновничества к "Тойоте" Олег Маркевич объясняет так:

"В простанародьди "Тойоту" называют японским "Мерседесом". У нее высокое качество. Она надежна, ее конструкторы следят за прогрессом и постоянно модернизируют машину. Та же "Тойота Кэмри" чуть дешевле "Мерса", но это примерно один класс".


На каких авто ездят белорусские чиновники?Замечено, что глава белорусского государства пользуется преимущественно бронированном "Мерседесом". Экс-премьер Михаил Чигирь, на то время второй, согласно Конституции, человек в Беларуси, говорит, что особо не присматривался к этому:

"Я уже и не помню. Я равнодушен к транспорту. Есть машина и хорошо, бог ты мой.

Помню только, что когда Лукашенко заменил себе машину, то он отдал мне своего бронированного " ​Мерса". Себе купил новый, а мне достался тот. На нем я попал в аварию. После чего ездил на "Вольво".


Почему я попал в аварию, почему некоторые чиновники попадают? Не знаю точно, кто это придумал, что надо двигаться со скоростью не менее 140 километров в час. Так было придумано еще со времен Советского Союза. А на наших дорогах такая скорость создает предпосылки к аварийности. По этой причине и я угодил в аварию. Потому что очень высокая скорость.

Кстати, когда в октябре 1980 года насмерть разбился первый секретарь ЦК КПБ Петр Машеров, он ехал в "Чайке" ГАЗ-13.

Не очень помнит свою служебную машину и бывший председатель правления Национального банка Беларуси Станислав Богданкевич. Он говорит, что был автомобиль представительной класса — то ли БМВ, то ли "Мерседес". Но им главный банкир страны почти не пользовался, так как за пределы Минска выезжал редко. А по столице двигался исключительно на "Волге".


На каких авто ездят белорусские чиновники?Станислав Шушкевич, будучи по ранжиру первым лицом страны, сменил три служебные машины. Сначала ездил на "Волге". Потом ему дали знаменитый "членовоз" — "ЗИЛ", которым довелось воспользоваться всего три раза. Последним стал "Мерседес". "Но 90% времени меня возила "Волга"", — уверяет Станислав Шушкевич.

Нынешние чиновники "Волгами" не пользуются. В официальном представительстве компании "Мерседес бенц" в Минске факты закупки государственными структурами автомобилей подтверждают. Однако цифр не называют.

В "Тойота Центр Минск" говорят, что государственные структуры часто приобретают здесь автомобили. Это в основном "Камри" и "Ленд Крузер". Средняя стоимость "Камри" — 40 тысяч долларов. В лучшей комплектации (вспомните слова Олега Маркевича) нужно платить уже 60 тысяч и даже больше. А за новый "Ленд Крузер" нужно отдать не менее 100 тысяч. Кстати, на таком авто ездил Павел Латушко, когда был министром культуры.

Однако иногда нынешние чиновники уходят от табеля о рангах. Это стало известно после открытия тендерного сайта Goszakupki.by. Например, интернет-сообщество всколыхнули непомерные амбиции главного вертикальщика Ельского района. Местный райисполком объявил тендер на закупку автомобиля для своего начальника. В заявке написали — нужен Touareg Tiptronic или его аналог, цвет — черный перламутр. За такой автомобиль Ельский райисполком готов был выложить 587 100 000 рублей.

Много шума наделало и приобретение председателем Брестского облисполкома Константином Сумаром в 2011 году "Ауди-8". Тем более что в этот автомобиль он пересел не с "Волги", а с "Тойоты Ленд Крузер". Однако быстро выяснилось — такие же "Ауди-8" закупили для руководителей всех областей. Закупили по решению Александра Лукашенко.


На каких авто ездят белорусские чиновники?"Такой закуп "под одну гребенку" не решает проблемы", — считает экономист Сергей Чалый: "Я не думаю, что проблема в отсутствии официального табеля о рангах и что его необходимо вводить. Это все-таки какие-то феодальные вещи. При нормальной ситуации, при нормальном контроле за государственными расходами не покупали бы самое дорогое и самое понтовое. А мы таким, можно сказать, диким способом пытаемся решить важный вопрос о том, что государственные средства часто тратятся на далеко не самое главное".

Александр Лукашенко в прошлом году наконец решил урезать расходы государственных органов на автотранспорт. Теперь чиновники не могут покупать служебные машины дороже чем за 25 тысяч евро в эквиваленте. Но интересно, что этот лимит введен с оговоркой — "если иное не установлено Президентом".


На каких авто ездят белорусские чиновники?"Чиновники уже активно обходят эту оговорку", — комментирует руководитель фонда Мизеса Ярослав Романчук:

"Эти оговорки, как по Оруэллу в "ферме". У нас же так. Для частных предприятий одно, для государственных — другое. Для предприятий, которые поставили на модернизацию, кредиты по 5%, для других — по 50%.

Этот указ сделан для того, чтобы себя пропиарить. Положение введено для того, чтобы чиновники им пользовались. А причин перекрыть эти 25 тысяч они найдут много. Например, скажут, что так нужно для безопасности, что так можно сэкономить средства на содержание машины. Десяток найдут оснований. Как говорится, "голь на выдумку хитра".


На самом деле, согласно порталу Auto.tut.by, сервис дорогих автомобилей, как правило, обходится дороже, чем уход за машинами бюджетных марок. Как следует из документов Брестского облисполкома, в 2014 году расходы на техобслуживание и текущий ремонт внедорожников и сэданав представительной классы могут составлять от 6 до 10 тысяч долларов в эквиваленте на одну машину.

На более дорогой автомобиль нужен и более дорогой страховой полис КАСКО, свидетельствуют авторы портала Auto.tut.by. Они приводят такой пример: в прошлом году Витебский облисполком объявлял тендер на полное КАСКО для служебной "Ауди" своего председателя Александра Косинца. Бюджет тендера составил 10 тысяч долларов в эквиваленте.

"А может ли Комитет госконтроля проследить за тем, чтобы указ главы государства не нарушался?" — интересуюсь у Ярослава Романчука.

"А зачем? Госконтроль сам будет среди первых покупать хорошие машины. Ведь это часть привилегий, которые получают сотрудники, когда поступают на высокую государственную службу. Так что контролеры и те, кого они контролируют, сидят в одной лодке".

Автомобили с парковок около госучреждений.

На каких авто ездят белорусские чиновники?
На каких авто ездят белорусские чиновники?
На каких авто ездят белорусские чиновники?
На каких авто ездят белорусские чиновники?
На каких авто ездят белорусские чиновники?
На каких авто ездят белорусские чиновники?
На каких авто ездят белорусские чиновники?
На каких авто ездят белорусские чиновники?
На каких авто ездят белорусские чиновники?
На каких авто ездят белорусские чиновники?

Новости по теме

Новости других СМИ