Голодная Россия

Андрей Суздальцев, politoboz.com

Когда российские санитарные власти перекрыли белорусский продовольственный экспорт на российский рынок, то немалая часть населения Беларуси решила, что россияне решили заморить себя голодом…

Низкие темпы ВВП Беларуси, запланированные на 2015 год, по традиции объясняются мировой конъюнктурой. Автор этих строк не раз отмечал, что у официального Минска всегда кто-то виноват, кроме самих белорусских властей, но в данном случае у Беларуси нет проблем с западным крылом – нефтепродукты и калийные удобрения отгружаются без проблем, но серьезно "провисает" восточное крыло – Россия. Это беспокоит белорусское руководство, которое не имеет возможности для оперативного маневра товарными потоками.

Проблема усугубилась тем, что снижение курса рубля сделала российские товары очень привлекательными, что удивило даже российских экономистов. Дело в том, что учитывая продолжающуюся девальвацию российского рубля, рост инфляции считался совершенно естественным, что, однако, не подтвердилось на практике. Цены, в том числе, на продукты питания, естественно растут (любимый хлеб автора этих строк, к примеру, подорожал на 10% – с 24 до 26 рублей), но явно отстают от роста курса доллара. Причины такого инфляционного отставания связаны с одной стороны с тем, что Россия все-таки не столь долларизированная страна, как, к примеру, Беларусь, а с другой стороны, емкостью внутреннего рынка, во многом закрытого отечественной продукций. Огромная доля потребительского спроса получает удовлетворение товарами, которые оплачиваются рублем, а не долларом. Зависимость от импорта в России не носит фатальный характер. Это многих удивило и не только в России…

Так что нашествие белорусского покупателя на торговые сети Смоленской области, которое стало главной новостью завершившейся недели, стимулировалось вполне естественными практическими причинами, что, как раз, не на шутку обеспокоили власти республики.

Во-первых, оказалось, что выставленные на дорогах, ведущих к России, белорусские мобильные таможенные и пограничные посты, призванные "наказать" Москву, до сих пор не пропускающую на свою территорию с Беларуси т.н. "казахстанский транзит", можно использовать для организации "засад" против собственных граждан, везущих из Смоленщины и Псковщины топливо, бытовую технику, бытовую химию и (О, ужас!) российские продукты питания.

Во-вторых, попутно тут же появились многочисленные заявления о перехвате транспорта с российскими товарами, идущими на белорусский рынок, что как-то совсем не сочетается с развернувшейся в белорусских СМИ кампании в поддержку свободы перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы в рамках евразийского интеграционного проекта. Стоит напомнить, что по традиции, пресловутые четыре свободы касаются исключительно российского рынка.

Понятно, что белорусская сторона и в рамках ЕАЭС будет всеми мерами ограждать свой рынок от конкуренции со стороны партнеров по интеграции, при этом крайне эмоционально требуя полной свободы ввоза своего товара и товаров третьих стран в белорусской «оболочке» в Россию.

В-третьих, развернувшейся белорусский шоппинг в России косвенно продемонстрировал, что белорусские продукты, о качестве которых буквально день и ночь трубит белорусская пропаганда, вовсе не являются чем-то сакральным на российском рынке.

Напомним, что до сегодняшнего дня руководство Беларуси никак не могло смириться с шоппингом своих граждан в Польше и Литве, но массовый шоппинг в России означает для властей нечто большее, чем просто посещение белорусами российских гипермаркетов и рынков. В реальности рушатся несколько мифов, с которыми жило два, а то и три поколения белорусов. Более того, в рамках данных мифов продолжает принимать решения белорусское руководство, на них опирается в своих суждениях белорусский политический класс и в своих выводах белорусское экспертное сообщество. В сжатом виде эти мифы можно представить в следующем формате:

- Россия навсегда останется импортером продовольствия, так как страна практически лишена собственного сельского хозяйства («все развалено, поля заросли, коровы разбежались и одичали»);

- население России постоянно находится на грани голода, поставки продовольствия из Беларуси носят для российского продовольственного рынка стратегический характер;

- качество белорусских продуктов питания просто невероятное, как какие-то мировые шедевры, которые должны продаваться в ювелирных магазинах. Они не имеют конкурентов на российском продовольственном рынке, где лоббисты корпораций постоянно устраивают Беларуси то «молочные», то «сахарные», то «мясные войны»;

- белорусские продукты продаются в Россию по низким ценам, что приостанавливает рост цен на российском продовольственном рынке.

Следует отметить, что корни данных мифов необходимо искать еще в советских временах, когда вся Беларусь была уверена, что из неё «выжимают» продукты питания для поставки в союзные фонды и республика буквально "кормит" Москву и Ленинград. Естественно, что встречные поставки в Беларусь буквально всего, начиная от металла и заканчивая энергоносителями по символическим ценам, не учитывались и не замечались, так как считалось, что так должно быть по умолчанию.


Кормим Москву…

Современные белорусские власти активно поддерживают данные мифы, так как они обеспечивают решение текущих политических задач, направленных на поддержку существующей политической системы:

- сравнение с российским агрокомплексом должно убедить белорусское население в том, что экономическая политика белорусского руководства в целом, а в сельском хозяйстве в частности, единственно правильная. В свою очередь, российская рыночная экономика ведет к развалу экономики и огромному импорту продовольствия;

- необходимость демонстрации на примере российского сельского хозяйства неэффективности рыночных преобразований в России в частности, и в целом рыночных реформ, которые, по мнению белорусского руководства, несут за собой развал экономики, включая, прежде всего, сельского хозяйства;

- закрепление в сознании граждан особой роли республики в системе РФ – РБ и востребованности Беларуси в России в формате "Россия без Беларуси не выживет" (без поставок белорусских продуктов) - своеобразная антитеза утверждениям, что Беларусь – нахлебник, который "сидит на шее" у РФ;

- поставки белорусских мясных и молочных продуктов в Россию должны создавать создать у жителей Беларуси чувство превосходства над россиянами – "лодырями" и душевного комфорта (республика производит больше, чем потребляет, белорусам все, прежде всего россияне, обязательно завидуют).

Однако, как у любой политической задачи, в данном случае присутствует и негативная сторона. Педалирование продовольственных поставок в РФ в белорусских СМИ попутно вызывает недовольство у населении республики по принципу: "Ну сколько можно, сколько еще надо кормить Россию, когда цены на продукты в магазинах растут…". Ведь экспорт продуктов питания подается в качестве некой "помощи" вечно голодным россиянам. Так и утверждается с экрана: "Беларусь помогает россиянам". При этом на белорусских ТВ каналах не говорится о постоянном негативном сальдо в торговле с Россией, которое приходится покрывать кредитами у той же России, о почти 100% привязке к поставкам российских энергоносителей и т.д.

Политическая составляющая продовольственного экспорта в Россию проявляется не только в Беларуси, но и в России.


В Россию…

Основной продавец белорусских продуктов в России – сами белорусы. Практически на всех рынках есть небольшие магазинчики белорусских продуктов. В Москве их так же можно увидеть у станций метро. Белорусский магазинчик, как правило занимает метров десять, обязательно представляя из себя настоящий агитпункт Беларуси и "батьки".

Огромная вывеска в красно-зеленых тонах (цветовое сочетание, надо отметить, "выдающееся") с обязательным гербом РБ приглашает купить, естественно, "натуральные", из Беларуси, продукты. На окнах плакаты из Беларуси, несколько наивная реклама сгущенки, сыра и т.д. Кое-где автор этих строк встречал и портрет президента А. Лукашенко над прилавком с молоком в пластиковых мешках… Здесь же шоколад "Коммунарки", но почему-то огромных размеров и в какой-то серой брутальной упаковке.

Цены, как правило, оказываются вполне московскими. Во всяком случае, они не меньше, чем в соседних магазинчиках, где торгуют такой же колбасой, но уже российской. Главный покупатель белорусских продуктов в российских мегаполисах – пенсионер. Молодежь и среднего возраста покупатели "затаривается" в сетевых гипермаркетах, как, впрочем, наверное, и в Беларуси.

Но все-таки покупатели есть. Во-первых, есть любители белорусских продуктов. Автор этих строк тоже иногда покупает определённого вида колбасу, которую полюбил, когда жил в Минске. Во-вторых, все-таки реклама "натуральности" привлекает, хотя понятно, что далеко не все так «натурально». В-третьих, в российских мегаполисах проживает много белорусов, которые ищут привычную еду. Есть и фактор ностальгии – люди заходят в магазинчик, чтобы вроде как побыть дома. Попутно, что-то покупают… Придется признаться, что и автор тоже не пропускает белорусские точки торговли. Все-таки любимая, после России, страна, о которой думаешь постоянно… Но необходимо твердо уяснить, что никакого ажиотажа в отношении белорусских мясных или молочных товаров в России нет.

Белорусские продукты остаются в зоне уличной торговли в киосках, что резко снижает их имидж. Но именно такой формат белорусской торговли, буквально на тротуаре, в России выполняет политическую задачу: А. Лукашенко вроде как "кормит" российский народ. Правда, конечно, далеко не весь…


Сети

В гипермаркеты попадает крайне ограниченная часть белорусских продуктов, в основном селедка и "Савушкин продукт" (сейчас уже и его нет). Белорусская сторона утверждает, что она не поддается рэкету российских торговых сетей, которые требуют предоплату за размещение на полках их магазинов товаров из Беларуси.

В России тоже есть немало продовольственных компаний, которые крайне недовольны таким диктатом сетей, хотя, справедливости ради, стоит напомнить, что когда фермер приезжает на рынок, он ведь платит за торговое место…

Думается, что есть и другие причины, препятствующие выходу белорусского продовольствия на прилавок российских сетей. К примеру, качество, упаковка, ритмичность поставок. К примеру, этим требованиям долгое время не могли соответствовать поставщики тихоокеанского лосося. Норвежский лосось был всегда под рукой, с ним было удобно работать и к нему привык покупатель.

Сейчас на прилавке есть семга из Архангельска, камчатская нерка и чилийский лосось. Красная рыба в целом подорожала процентов на 30, но дикий лосось, конечно, того стоит… Хотя, есть и норвежская рыба, но уже в белорусской упаковке. Однако, стоит повторить, что дикая рыба все-таки ощутимо вкуснее…


Белорусская упаковка

Не изменился вкус у фруктов, поставляемых на российский рынок из Испании, Италии, Греции, но заботливо обеспеченных белорусскими документами. Тут придраться не к чему, так как фрукты считаются "переработанными" в Беларуси… Вот только как, к примеру, можно "переработать" итальянскую хурму или испанский апельсин, остается загадкой, так как лежит такая "белорусская" хурма на прилавке без каких-либо следов белорусской переработки. Все это наводит на очень неприятные мысли, так как, во первых, фрукты подорожали на 50-100 рублей и никто из оптовиков не скрывает, что эти деньги остаются в Беларуси, т.е. эта плата за белорусские документы и оплачиваются они из кармана российского покупателя. Впрочем, автор этих строк уже об этом писал.

Белорусская продовольственная контрабанда завалила российский прилавок, прежде всего в мегаполисах. Объемы космические. На этом фоне заявления некоторых белорусских профессоров, заведующих кафедр и даже деканов об "единичных" случаях выглядят издевательски.

Стоит отметить, что в целом белорусская продовольственная контрабанда нанесла огромный имиджевый ущерб, как непосредственно Республике Беларусь и её поразительно лживому руководству, так и евразийскому интеграционному проекту. Понятие "белорусская креветка", став чем-то вроде символа предательства и мародерства, широко пошло в народ.

Но белорусы продолжают упорствовать. Вот как к примеру, надо относиться к такого рода пассажам: "Скоро Новый год, и согласно старой традиции столы должны ломиться от яств. Но вот как проведут самую вкусную ночь в году наши ближайшие соседи, сложно представить. Противостояние России и стран Запада, вылившееся в итоге в продовольственное эмбарго, явно сделает гастрономический праздник скромнее, чем обычно. Однако недостаток испанских мандаринов, французских вин (вино не входят в список подсанкционных товаров – А.С.) и сыров, швейцарского шоколада пережить еще можно. А что делать с традиционными для новогоднего стола мясными блюдами? Если российские власти не подсуетятся и не пойдут навстречу белорусским производителям, на тарелках наших партнеров по Таможенному союзу может не оказаться и наших продуктов" (http://www.sb.by/belarus/article/nayti-lekarstvo-ot-zatora.html). В общем, более 145 млн. россиян будет горевать за праздничным столом по белорусской колбасе. Как говорил незабвенный бравый солдат Швейк: "идиотизм в квадрате". Особенно о том, что российские власти должны "подсуетиться".

Суетиться как раз надо белорусского руководству, чем оно, впрочем, и занято.


"Кормильцы"

Естественно, что говорить о критической важности поставок белорусских продуктов на российский рынок не приходится. Белорусские мясные и молочные товары – часть ассортимента российских магазинов, и ассортимента огромного (автор этих строк может сравнить с гипермаркетами других стран). Конкуренция в торговле крайне напряженная и каждая сеть стремится к тому, чтобы на прилавках присутствовал весь продуктовый мир. Это привлекает покупателя, хотя не является тайной, что, в основном россиянине покупают свои продукты.

А есть ли в России свои продукты? Белорусы, опираясь на утверждения своей пропаганды, твердо уверены, что нет. Во всяком случае, когда российские санитарные власти перекрыли белорусский продовольственный экспорт на российский рынок, то немалая часть населения Беларуси решила, что россияне решили заморить себя голодом…

Новости по теме

Новости других СМИ