Администрация президента заглянула в "одно окно"

camarade.biz

Александр Лукашенко, ознакомившись с докладной запиской главы Администрации президента о выполнении в 2008 году директивы № 2 "О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата", в резолюции от 18 марта 2009 г. № 15/5П354 потребовал "представления не благодушных отчетов, а критической оценки реального положения дел".

"Белорусским новостям" стали известны причины недовольства президента ходом выполнения требований этой директивы. Она увидела свет 27 декабря 2006 года, а "воз" если не "там", то недалеко отъехал…

В докладной записке главы Администрации президента Владимира Макея, в частности, отмечается, что "определенная работа по совершенствованию дебюрократизации госаппарата проведена повсеместно". Однако действенность этой работы недостаточно эффективна, а ее качество — низкое.

В 2008 году сотрудники Администрации президента провели 27 плановых проверок по выполнению директивы № 2. С выездом на место изучена деятельность государственных органов и организаций Вилейского, Глусского, Копыльского, Кличевского, Климовичского, Кричевского, Кировского, Любанского, Мядельского, Молодечненского, Могилевского, Мстиславского, Несвижского, Осиповичского, Пружанского, Стародорожского, Светлогорского, Толочинского, Узденского, Червенского районов, администраций Железнодорожного, Октябрьского, Первомайского районов г. Витебска, Фрунзенского, Партизанского, Заводского районов г. Минска и Могилевского горисполкома. Кроме того, проанализирована деятельность государственных СМИ, проведен мониторинг 227 сайтов госорганов на предмет их информативности, актуальности и доступности для граждан.

В ходе проверок выявлены и систематизированы типичные проблемы на местах. Их пять:

- недостаточный уровень оптимизации работы по осуществлению административных процедур;

- недостаточная работа по обеспечению информирования граждан;

- нарушение порядка ведения и выдачи книги замечаний и предложений;

- нарушение порядка приема граждан с заявлениями, по которым требуется осуществление административных процедур;

- организация контрольных мероприятий.

Так что же конкретно увидели сотрудники Администрации президента?

"…Компьютерами пользуются как печатными машинками"


Проверяющие заглянули в "одно окно", которое было "открыто" указом президента № 432 "О некоторых мерах по совершенствованию работы с гражданами в государственных органах, иных государственных организациях". И ничего оптимистичного там не увидели. Указ действует более трех лет, но в большинстве случаев граждане вынуждены по-прежнему самостоятельно собирать и предоставлять справки.

"Прием заявлений граждан на основе заявительного принципа "одно окно" обеспечен только в отчетах государственных органов", — констатируется в докладной записке президенту. Сотрудники организаций ссылаются на то, что граждане сами "высказывают желание представить все необходимые документы", хотя зачастую это вынужденное "желание". Местные чиновники объясняют просителям, что сами они быстрее соберут документы, так как запросы могут "потеряться, не дойти, а за это время поменяется законодательство".

Почти в каждом районе, по выводам проверяющих, были обнаружены факты выдачи справок, разрешений и документов с нарушением сроков.

Ускорить работу провинциальных чиновников могли бы информационные технологии. Однако "установленные в некоторых райисполкомах программы обмена электронными данными с территориальными организациями часто не используются". Работники местных органов власти в недостаточной степени освоили компьютерную грамотность, а потому "компьютерами пользуются как печатными машинками".

Лучший инфокиоск — постовой

В коридорах местной власти информировать белорусов должны специальные стенды. Они есть, но "проблема их содержательного наполнения остается актуальной и сегодня". Проверяющие сделали вывод, что "представленная на стендах информация, как и ранее, зачастую бессистемна, безлика, примитивна".

Например, в Смолевичском райисполкоме получить нужную информацию о порядке выдачи справок можно было только у постового милиционера. В администрации Заводского района Минска на стенде были указаны документы, которые необходимо собрать для начисления безвозмездной субсидии для строительства квартиры. Согласно этой информации, гражданин обязан предоставить более 10 "лишних" документов.

"Ненадлежащее информирование граждан о порядке осуществления административных процедур приводит к тому, — сообщается в докладной записке, — что население информационные стенды вообще не читает. Имеют место факты, когда современные информационные технологии из-за бездействия, безразличия чиновников на местах не используется, что приводит к профанации самой идеи оперативного информирования граждан". На момент проверки установленный в вестибюле Светлогорского райисполкома электронный инфокиоск, предусматривающий возможность записи на прием к чиновникам, работал только в демонстрационном режиме. Распечатка записи об очередности не работала из-за отсутствия бумаги.

Не меньше нареканий вызывает и состояние сайтов республиканских и местных органов власти. На большинстве из них отсутствуют образцы документов, необходимых для осуществления административных процедур. Из исследованных 227 сайтов только к 25 нельзя было придраться.

Недоступный канал обратной связи

Так чиновники Администрации президента назвали книгу замечаний и предложений. Но даже им со столь высоким статусом не удалось добраться до этого канала в ряде организаций. Например, в военном комиссариате Узденского района предъявить книгу по первому требованию отказались. Мол, если вы проверяющий, то покажите документ, если обычный гражданин, то книгу можно посмотреть только в руках сотрудника военкомата.

Вообще-то глава государства должен порадоваться такой бдительности. Военную тайну в некоторых местах у нас хранить умеют.

Как и другие сведения. Например, на дверях некоторых чиновников отсутствует табличка о времени приема граждан. В докладной записке сообщается, что, помимо этого, "по-прежнему должностные лица тяготеют к приему граждан в рабочее время". Такие факты устанавливались в ходе внезапных рейдовых проверок.

И общий вывод: "Обобщение практики дебюрократизации госаппарата свидетельствует, что процесс идет трудно. Государственные органы работают недостаточно эффективно, плетутся в хвосте проблем, имеют дело скорее с их симптомами, чем с причинами. Задача — оптимизировать формы и методы работы государственных органов по дебюрократизации как внутри себя, так и извне, принять радикальные меры по усилению системы контроля и ответственности".

Как "внутри себя" понять еще можно, но как дебюрократизироваться "извне"? Очевидно, это не смогли уразуметь и более тысячи работников районных исполкомов, которых в 2008 году после комплексных проверок Администрации президента привлекли к дисциплинарной ответственности.

поделиться

Новости по теме

Новости партнёров