На школьном фронте в Беларуси - без перемен?

Андрей Тимаров, Deutsche Welle

Повышение уровня образования - основной лозунг, с которым белорусские чиновники встречают новый учебный год. Однако по мнению учителей и независимых экспертов, условия для роста качества школьного обучения не созданы.

1 сентября в белорусские школы пойдет свыше 900 тысяч учеников или каждый десятый житель страны. В преддверии начала нового учебного года белорусские чиновники уже сделали ряд громких заявлений, из которых следует, что школьные годы чудесные могут стать еще чудеснее - как для учеников, так и для учителей. Какие же изменения планируется внести в учебный процесс?

Как заявил министр образования Беларуси Сергей Маскевич 16 августа на педагогической конференции Минской области, в этом учебном году особое внимание будет уделено повышению уровня обучения. Судя по всему, качество планируется поднять с помощью увеличения зарплаты учителей. С нового учебного года их тарифные ставки поднимутся на 25 процентов, но при этом возрастет и норма недельной учебной нагрузки - с 18 до 20 часов.

В 10-11 классах увеличится число факультативных занятий, в минские школы вернется профильное обучение, а в системе образования появится новая квалификационная категория "учитель-методист". Кроме того, к 1 сентября в Беларуси будут введены в строй 10 новых объектов образования, в том числе три средние школы, детский сад и студенческое общежитие, рассказал Сергей Маскевич.

Однако 14 августа на встрече с премьер-министром Беларуси Михаилом Мясниковичем глава минобразования привел и другие цифры. В частности, он указал, на то, что в стране закрыто 130 малокомплектных школ, реорганизованы 121 школа и 8 учреждений специального образования. В результате в новом учебном году наполняемость первых, пятых и восьмых городских общеобразовательных школ возрастет в среднем с 20 до 24 учеников.

Учителя причин для оптимизма не видят

Учительница из Минска Светлана Николаевна, преподающая уже 20 лет, сомневается, что меры, о которых говорил Сергей Маскевич, помогут улучшить качество образования. "Это просто какие-то лозунги", - считает она. По словам педагога, реальный рост зарплаты с учетом увеличения нормы учебных часов будет мизерным. Ведь ранее многие учителя в школах работали на полторы ставки и более, а теперь такой объем работы некоторые могут и не потянуть. И уж совсем непонятно, недоумевает Светлана Николаевна, как увеличение нагрузки педагогов и числа учащихся в классах могут способствовать повышению качества образования.

Основатель Национального гуманитарного лицея Владимир Колос также не видит причин для оптимизма. "Качество образования в белорусских школах, безусловно, надо повышать. Школа не дает должного уровня образования. Но озвученные меры - это имитация процессов, которые могут влиять на качество. Это декларирование, не наполненное реальными планами и идеями", - убежден Владимир Колос.

Нужны не лозунги, а конкретные дела

Того же мнения придерживается и кандидат педагогических наук Светлана Мацкевич. По ее словам, озвученные министром образования нововведения на качество обучения не повлияют. "Эти действия стоит расценивать как корректирующие меры", - полагает эксперт. На ее взгляд, негативно к такому процессу как сокращение числа школ, относиться также не стоит, ведь страна переживает демографический спад. В нынешней ситуации закрытие ряда школ можно расценивать как оптимизацию системы образования. В то же время, по мнению Светланы Мацкевич, нельзя недооценивать роль школ в сельской местности - ведь помимо образовательной, они выполняют и культурную функцию. "Есть в селе школа - есть развитие, есть будущее. Исчезает школа - исчезает село", - убеждена педагог.

Вместе с тем, оценивая белорусскую общеобразовательную систему, Светлана Мацкевич убеждена, что для роста качества обучения необходимо изменить содержательные подходы, а не на технологические показатели. "Пока же из уст чиновников звучат лишь лозунги о качестве образования. Но никакими конкретными делами они не подкреплены", - констатирует специалист.

Новости по теме

Новости других СМИ