Чиновники ставят над белорусами эксперименты в режиме live

Наталья Рябова, "Завтра твоей страны"

О непопулярных решениях в сфере госуправления белорусов информируют нехотя и задним числом, система управления персоналом основана на принципе лояльности, а не эффективности — эксперты поставили чиновникам неутешительный диагноз.

Говоря об особенностях государственного управления в Беларуси, в основном приходится перечислять то, чего нет: оценки эффективности работы госаппарата, прозрачности, рационального обоснования принимаемых решений, эмпирических данных для таких решений и даже людей.

— Над белорусами ставят эксперименты в режиме live на основании личных ощущений и убеждений, которые могут быть, какими угодно, и никому ничего за это не будет, — считает Инна Ромашевская, координатор исследований проекта BIPART. — Об эффективности использования общих денег и речи нет. Есть только чувство, что тратят их все-таки не очень хорошо. Этические нормы в среде чиновничества не очевидны.

При отсутствии собственных компетенций в каких-то вопросах (а бывает и такое) чиновники не обращаются к экспертам, которые призывают двигаться в сторону профессиональной госслужбы, применять больше качественных (и открытых) данных для принятия решений, и открытую оценку эффективности работы госорганов.

Где учат на чиновника?

Пока же базовое образование в области госуправления можно получить в Академии управления, там же и повысить квалификацию — на курсах или в магистратуре.

— Этим, в частности, активно пользуются ЖРЭО, обучаясь за казенный счет творческому мышлению, ориентации в международной обстановке и проведению пропагандистских мероприятий, — раскрывает возможности обучения непростой профессии чиновника и государственного администратора Дмитрий Маркушевский, академический директор Школы SYMPA.

В Главном хозяйственном управлении Управления делами президента можно научиться пользоваться системой принятия решений для депутатов местных советов — конечно, если вы — депутат местного совета.

Неформальное образование представляет Школа SYMPA. Разного рода обучение в этой сфере можно также пройти за рубежом.

Государству не нужны советчики

В Беларуси государство как доминирующая сторона блокирует всех остальных игроков, за исключением крупных и «полезных» международных организаций, которые можно использовать в своих интересах — таков вывод преподавателя Европейского гуманитарного университета Татьяны Чулицкой, которая исследовала роль международных организаций во взаимодействии с государством и третьим сектором в Беларуси.

— И даже это для государства — вынужденная мера: были бы возможности (читай: деньги) не привлекать — с легкостью отказались бы от тяжести иностранных рекомендаций, — отмечает Татьяна Чулицкая.

Работающие в Беларуси крупные представительства предпочитают не высказывать позиций, сильно противоречащих генеральной линии государства, даже если внутренне не согласны и если этого от них требует местное гражданское общество.

— Вот почему к ним возникают претензии в ключе «отмывания» и символической поддержки государственной политики в обмен на режим наибольшего благоприятствования по сравнению с условиями работы для местных, да и вообще – чего скрывать – в обмен на возможность работать в стране, — говорит исследователь.

Рекомендации национальных организаций интересуют государство еще меньше, чем международных. Партнерство с ними часто формальное.

При наличии политической воли реформы проводятся в сжатые сроки. Но каков результат?

За последнее десятилетие в Беларуси абсолютное большинство задач, касающихся сферы государственного управления, было провалено, за исключением, пожалуй, принципа «одного окна» , к которому тоже возникает много вопросов, отмечают исследователи Либерального клуба Никита Беляев и Евгений Прейгерман.

Текущая реформа, по их мнению, является незапланированным модернизационным мероприятием, истоки и предпосылки которого неясны. Видно только, что при наличии политической воли даже такие непростые реформы в Беларуси проводятся в сжатые сроки.

Другое дело, что результаты, по оценке авторов исследования, оставляют желать лучшего: вместо повышения эффективности и улучшения материального положения госслужащих наблюдается как раз снижение эффективности и управляемости, ухудшение оплаты труда (принимая во внимание ползучую девальвацию), ослабление кадрового потенциала. Короче говоря, выгоды и экономия оказались меньше потерь, понесенных в итоге этой реформы.

Нередко случались «захваты государства»

Обзор реформ систем управления государством в странах Центральной и Восточной Европы с 1990-х годов показывает, что цели везде ставились благие — сделать систему профессиональной, прозрачной и эффективной. Да и инструменты были использованы вполне подходящие: структурные реформы, децентрализация, пересмотр и перераспределение функций между ведомствами, стимулирование рублем эффективной работы чиновников, улучшение коммуникаций и PR-а, проектный подход, управление персоналом, основанное на профессионализме.

— Но в результате получалось очень по-разному, — отмечает Антоанета Димитрова, доктор политических наук из Лейденского университета. — И отличия, по всей видимости, растут из того, что деньгами на эти реформы заведовали разные министерства и ведомства, а также, как ни странно, из истории проведения приватизации в стране. Нередко случались «stat e c apture» — «захваты государства» политическими и экономическими элитами и группами, которые потом через партии и назначения активно влияют на политику. В реформаторском запале часто думали только про изменения законодательства, забывая про всю систему, которая все эти принципы претворяет в жизнь.

— А от понимания того, что публичное администрирование — это и субъект, и объект «большой политики» зависит многое в успехе либо неудаче реформ и всяческих модернизаций, — считает Антоанета Димитрова.

Белорусы не очень сильно наступают на международные грабли (пока!), так как не реформируется система и не приватизируется государственная собственность. Но наша «болевая точка» — движение наощупь: за что ни возьмись — все гостайна, получить информацию очень сложно. Причем ладно бы обывателям разной степени заинтересованности. Хотелось бы верить, что у тех, кто работает внутри системы, есть и адекватная информация «с полей», и искусственный интеллект в помощь принятию судьбоносных решений, и возможности повышать свою квалификацию, и получать вознаграждение в соответствии с результатами, да и видеть позитивные плоды своей работы, в конце концов.

Новости по теме

Новости других СМИ