В Казахстане кончается бензин

Татьяна Голованова, "Голос России"

Как сообщают деловые СМИ Казахстана, в стране возник дефицит высокооктанового топлива из-за задержки начала переработки казахстанской нефти в Китае.

По прогнозам экспертов, дефицит горюче-смазочных материалов страна ощутит уже осенью. В республике работают три нефтеперерабатывающих завода - "Атырауский", "Шымкентнефтеоргсинтез" и крупнейший – "Павлодарский нефтехимический завод". Сейчас он частично закрыт на модернизацию, а два других – обеспечивают топливом в основном сельскохозяйственную отрасль.

К тому же нефтеперерабатывающим заводам в Казахстане неинтересно наращивать производство ГСМ, отмечает ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев:

"Ценообразование на нефтепродукты в Казахстане такое, что их невыгодно производить, поэтому нефтеперерабатывающие заводы Казахстана стараются сокращать объемы переработки и не продавать свои нефтепродукты. ГСМ, которые реально продаются в стране, закупаются в России. Их можно продавать по более или менее близким к рыночным ценам. Однако и эти цены также ниже тех, которые были бы интересны для производителей".

С начала года производство бензина в стране сократилось на 14 процентов. Нефтеперерабатывающие заводы объяснили это затовариванием нефтехранилищ из-за введенного еще три года назад запрета на экспорт светлых нефтепродуктов. Он был введен, чтобы сдержать цены на топливо, стабилизировать внутренний рынок сырой нефти и не допустить дефицита бензина.

В этом году трейдеры надеялись получить от правительства разовое разрешение на вывоз примерно 50 тысяч тонн бензина, чтобы разгрузить хранилища, а заодно и заработать, продав топливо по более высоким экспортным ценам. Однако власти предпочли другой вариант, введя ограничения на поставку ГСМ из России. После отказа от экспорта и сокращения внутреннего производства, хранилища стали опустошаться. Сейчас возместить все потерянные объемы местные НПЗ не в состоянии, отмечает начальник отдела аналитических исследований компании "Универ Капитал"
Дмитрий Александров:

"Казахстан характерен тем, что у него не загружены мощности. Просто не все НПЗ являются достаточно глубоко модернизированными. Для преодоления дефицита в перспективе единственный и главный путь – это увеличение загрузки собственных мощностей, модернизация собственных предприятий. Но поскольку это требует больших финансовых расходов при условии ограничения внутренних цен, эта ситуация растянулась на многие годы".

Завершить модернизацию своих НПЗ Казахстан сможет только к 2015 году. А пока ему необходимо восполнять дефицит с помощью ближайших соседей, отмечает Дмитрий Александров:

"В этой ситуации придется ориентироваться только на Китай, поскольку все остальные среднеазиатские республики не смогут каким-то образом помочь Казахстану. С точки зрения возможности поставки из Китая, то она есть. Сейчас довольно сложно сказать, какая схема будет использоваться для поставки нефтепродуктов, то ли это будет толлинговая схема, то ли просто прямые закупки. У Китая есть возможность и для того, и для другого".

О решении проблемы с помощью временного переноса переработки на китайские заводы полутора млн тонн сырой нефти власти Казахстана заявили в январе. Однако информации по толлинговым операциям до сих пор нет. Эксперты полагают, что единственное решение проблемы – возобновление импорта из России. Но летом часть российских НПЗ традиционно закрывается на модернизацию. Поэтому к осени лишнего бензина в необходимых Казахстану объемах у российских НПЗ попросту не будет. К тому же, пока в Казахстане искусственно сдерживали цены, в России выросла оптовая закупочная стоимость ГСМ. И экспортировать бензин в Казахстан по более низким ценам с учетом затрат на транспортировку будет убыточно. Поэтому эксперты говорят: чтобы в сентябре Казахстан не остался без бензина, ему придется повысить цены.

Новости по теме

Новости других СМИ