Атлант не откинет ласты

Янка Грыль, БелГазета

Написав за последние два десятилетия не один десяток статей про то, как прекрасен ценником и ассортиментом белорусский малый и средний бизнес (МСБ) после неравной борьбы предпринимателей с техрегламентами ТС хочу для полноты вкуса добавить в бочку меда ложку дегтя.

Не будем льстить себе, с выпученными глазами стоя у стены типового бокса на Жданах. МСБ как МСБ - если вывести за скобки тружеников и инноваторов, малый бизнес столь же далек от совершенства, как и все наше общество.

На прошлой неделе «Интерфакс» со ссылкой на главное управление налогообложения физлиц МНС сообщил, что готов проект указа, фиксирующий следующую формулу компромисса: ипэшникам разрешается торговать без сопроводительных документов при уплате единого налога с повышающим коэффициентом 2 и НДС в фиксированных суммах в увеличенных размерах. Это в русле годами используемой госбюрократией в отношении МСБ тактики: напугать бизнес-мелюзгу изменением правил игры, затем в ходе долгих и нудных поисков компромисса пойти на частичное смягчение новшеств, но заставить оплатить это смягчение из своего (и потребительского) кармана. Тактика рациональная и эффективная, до сих пор почти не дававшая сбоев.

У МСБ тактика иная. Любая весть о готовящемся изменении в правилах торговли, налогообложения, аренды и т.п. встречается коллективными заплачками и заламываниями рук, далее следуют петиции и угрозы забастовок (остающиеся чисто формальными - стоит у бастующего павильона появиться потребителю с приветливо оттопыренным кошельком, как отдельно взятый ИП перестает бастовать), наконец на сцену выходят предпринимательские объединения, к деятельности которых в любое другое время среднестатистический ипэшник совершенно равнодушен. Они и ведут тяжбы с властями, пытаясь достичь компромисса, который, однако, редко оказывается взаимоприемлемым.

Заметьте, МСБ во всех перечисленных сценариях остается ведомым - любые изменения инициируются властями. Когда бизнес-ассоциации принимают программные документы, нацеленные на кардинальные, стратегические изменения в условиях хозяйствования, не только общество и власть, но и сам малый бизнес встречает их с поразительным равнодушием. Хотя, казалось бы, кардинал Ришелье и галантерейщик Бонасье - это сила: на МСБ в 2013г. пришлось 15,2% белорусского ВВП. Но на практике галантерейщик мало чем озабочен, кроме дневной выручки и ожидания очередной подляны от кардинала.

Повод для оптимизма есть, но он всего один: исчезновение малого белорусского бизнеса с лица земли, которым нас пугают после принятия властью каждого очередного нормативного акта, маловероятно. Просто потому, что для государства это резервуар рабочих мест, создаваемых без госучастия, и, само собой, источник налоговых поступлений. Но романтические 90-е с их патетичными тирадами про то, что Атлант расправил плечи на рынке «Ждановичи», а белорусский ИП - соль земли и совесть нации, позади. И вряд ли в ближайшее время вернутся: конкуренция будет только ужесточаться, норма прибыли в любимых расправившим плечи Атлантом секторах - падать.

А ведь как когда-то было беспроблемно, доходно и нажористо! Людям моего поколения еще памятны времена, когда более половины продаваемой в Минске импортной обуви ввозилось одним ИП, другой ИП официально представлял в Беларуси ТМ бытовой техники из десятки мировых лидеров, третий неосмотрительно хвастался в СМИ троекратной разницей розничной цены и закупочной. Это я не к тому, что, мол, «вшивые блохи», как называл МСБ на заре своей карьеры самый популярный белорусский политик. Это к тому, что при всех тяготах отечественного бизнес-климата работать и зарабатывать раньше было ощутимо легче, и наиболее прозорливые этим воспользовались: все мои знакомые, начинавшие как ИП, вырастили из своих бизнесов полноценные компании, кое-кто - даже холдинги.

Потребитель любит сравнивать - цены, ассортимент, качество обслуживания, гарантийный и постгарантийный сервис. В этом смысле крупные торговые сети за последнее десятилетие ощутимо подвинули мелюзгу в некогда беспроигрышной для нее нише розничной торговли. Последнюю точку в безбедном бытии мелкого ритейла поставил набравший популярность за последние 3-5 лет заказ товаров через Интернет: опаньки - и полиэстровая куртка с элитным крысиным воротником, к которой ты давеча приценивался на рынке, едет к тебе через весь континент из провинции Хэбэй, обходясь при этом вдвое дешевле, чем на Жданах.

У МСБ есть шансы сохранить позиции в рознице, если не противиться существующим трендам, а попытаться оседлать их: превратить процесс продажи товаров в процесс оказания услуги, приноравливаться к потребностям конкретной целевой группы, урезать издержки, осваивать дистанционную торговлю и дистанционные расчеты. Способность отыскать на рынке нишу и втиснуть в нее свою тушку - это вечное преимущество малого бизнеса над крупным, который, скорее всего, и нишу не разглядит, и влезть в нее при всем желании не сможет.

На продуваемой всеми ветрами стремительно меняющейся конъюнктуры хлипкой палатке с картонной примерочной свет клином не сошелся. Множество ИП за последние годы освоили такие вполне перспективные даже по международным меркам сферы деятельности, как ремонт и отделка помещений, клининг, изготовление мебели на заказ и ее реставрация, производство ПО и создание интернет-сервисов и т.п. - примерно тем же какой-нибудь журнал вроде Entrepreneur рекомендует заняться их американским коллегам. Государство, будь оно действительно заинтересовано в развитии МСБ, могло бы, конечно, создать инфраструктуру для информационной поддержки, обучения и переобучения предпринимателей, изучения конъюнктуры и т.п. Но оно, скорее всего, не сделает этого, поскольку само не в ладах с конъюнктурой, а сил бизнес-ассоциаций для решения этой задачи явно недостаточно.

Вместо этого госаппарат, как и прежде, будет подкармливать себя и медиа мегапрожектами на предмет будущности МСБ. Ну вы помните: МСБ займется производством (пока - лишь 9,5% промпроизводства в РБ), ИП разгрузят склады белорусских предприятий, ипэшники помогут госсектору нарастить экспорт (26,2% экспорта и 29,3% импорта в 2013г.) и пр., вплоть до развития народных ремесел. Все перечисленное по отдельности, может, и реалистично, но не достигается одним росчерком начальственного пера, подпунктом в тексте закона либо безупречно скалькулированными прогнозными показателями.

МСБ ожидает нелегкий 2015г. - со сжатием платежеспособного спроса, административно-курсовыми непонятками на валютном рынке и дальнейшим ужесточением конкурентного давления. Атлант не расправит плечи - дай бог, чтобы не откинул ласты. И в процессе поддержания конечностей Атланту, как обычно, придется рассчитывать лишь на себя, а не на доброго кардинала Ришелье, способного вникнуть в проблемы галантерейщика Бонасье и прийти ему на помощь.

Новости по теме

    Бороться с кризисом придется предпринимателям

    Правительство и президент, похоже, окончательно решили сделать основную ставку в преодолении кризиса на малый и средний бизнес. Вчера во время награждения лучших предпринимателей 2008 года премьер-министр Беларуси Сергей Сидорский прямо так и сказал.подробности

Новости других СМИ